Форум » МИНУВШЕЕ » Мифологический смысл русских сказок » Ответить

Мифологический смысл русских сказок

Родан: Многие русские сказки содержат в себе видоизменённую мифологию славян (читай, языческое миропонимание). Интересно, кто что может сказать про эту сказку. В ней наверняка присутствует мифология. Возможно под именами действующих лиц скрываются Боги. Интересно мнение форумчан. Проанализируем?

Ответов - 16

Краслава: Хароша сказка, подумать надобно...

Добронрав: помоему это не старая сказка а новодел

Родан: Добронрав Почему? А по-моему, это что-то про путешествие на тот свет. Все эти прятанья в яме с засыпанием, медведь и бык, уносящие детей с собой (а ведь это воплощения Велеса), огненное озеро (в других сказках река) с мосточком из рушника. В новоделах такое вряд ли встретишь. Хотя, возможно у тебя тоже есть доводы, почему это новодел.


Поляна: Родан читаем статью Добронравы и обнаруживаем там оч-чень похожие схемы. А именно: Медведь хранит огонь под землёй, за огнём спускается небесная олениха и уносит его на своих рогах на небо (приходит весна), Медведь пускается в погоню, обращаясь при этом соколом/орлом/птицей, догоняет олениху и, ес-сно, она становится его дамой. Далее приведены разные варианты. Олениха возвращается на небо, оставив Медведю в залог верности золотые рога, Олениху ворует и убивает Змей, а Медведь собирает обратно и из останков вырастает Мировое древо, и т.д. Но я согласна с Добронравом, что-то тут не вяжется. Хотя стиль изложения очень похож на сказительский, без литературной обработки. Путешествие на Тот свет присутствует везде, где есть Баба-яга как олицетворение перехода между мирами, возможно.

Добронрав: Только предчуствие. Я читал похожие сказки только немного переделанные. Конечно может быть они какраз и переделки старинных былин но ощущение подсказывепет что нет..

Венед: Автор сей сказки ЯВНО знаком с Русскимибылинами. Такого огромного количества знакомых сюжетов я не встречал не в одной из них. Кстати, легенда о предметах, которые бросают за спину убегающие, встречается в сказках почти всех народов: От Японии, до Перуанских индейцев, от Африканских масаев, до скандинавских саг. Мое мнени: НОВОДЕЛ. Хотя и не плохо скроеный.

Alinka2: А меня на сайт из-за Трояна там не пускает Касперский.

Родан: Alinka2 Ёллкала-паллкала блин, эта весть как-то настораживает. Всем Так вы считаете, что это новодел, потому-что много всего намешано?

Поляна: Родан, я считаю, что это сказка, составленная из нескольких сказительских. Интуитивно - в ней какая-то несогласность есть. Читаю сейчас "Русские народные сказки Сибири о богатырях", записанные без существенной обработки со слов сказителей, вот и сравнила... Может, и не новодел.

Родан: Поляна пишет: Читаю сейчас "Русские народные сказки Сибири о богатырях"На бумаге или в эл. виде? Если второе, то поделись ссылкой, пожалуйста.

Краслава: Поляна пишет: Родан, я считаю, что это сказка, составленная из нескольких сказительских. Интуитивно - в ней какая-то несогласность есть. Да и меня это ощущение сложилось. Намешано из двух-трех, но умело собрано в единое целое. Смысловая фабула повествования не прерывается. Всё оно да, конечно ... но вот ощущение смеси ... оно есть.

Поляна: Родан на бумаге. Оч.букинистическая книжица, досталась где-то на мусорке (буквально). Сканить можно, если сильно надо.

Родан: Поляна Да ладно, не надо. Это дорого будет и тебе и мне Про сказку. Мне в ней бросилось в глаза, что "счастливый конец" какой-то странный и необычный. Обычно в сказках как? Действующие лица возвращаются домой с каким либо прибытком (мужем, женой, общественным положением и т.п.), ну а далее "...стали жить поживать и добра наживать..." А здесь брат с сестрой домой не возвращаются. Медведь их уносит из дома, но и бык домой не возвращает, а привозит в некое место, где они благоденствуют. Далее, после прятания детей в погребок (от слова погребение?), царь с царицей вдруг умирают, хотя до этого признаков ветхости не подают (царь охотится, царица рожает двойню). То ли проходит много времени между рождением детей и их "прятанием", то ли в "спрятанном" состоянии они проводят много времени. По-моему, налицо различная скорость течения времени на земле и в погребке. Но это ещё не всё. Пока медведь их уносил, а бык "возвращал" (но так и не вернул), дети взрослеют (змей то сватался не к девочке, а пожалуй уже к девушке). Интересны также слова змея: "...старые люди говорят, что раньше этого озера (огненого) здесь не было". Значит на памяти молодых озеро существовало всю их жизнь? А не кажется ли вам, что какие-то странные брат с сестрой? Время для них течёт не как для всех остальных людей. Что это всё означает, я никак не пойму, но именно такие вещи наводят на мысль что это НЕ НОВОДЕЛ. Поэтому я и предложил обсудить скрытый смысл этой сказки. А вот насчёт завязки сюжета, где царя за бороду ухватил медведь, то я читал сказку с похожим началом. Но там вместо медведя был Морской Царь, который ухватил царя за бороду, когда тот пил из озера. Возможно именно завязка перекочевала из другой сказки, а первоначальное начало забылось. А с другой стороны, и медведь, и бык, и Морской Царь - это ипостаси Велеса. По крайней мере, я такое мнение читал в литературе. А может это сказка "про жертвоприношение"?..

Велеслава: Родан, из всего, тобою подмеченного я бы сделала противоположный вывод. Именно новодел. Слишком много правил построения сказки нарушено. Да, герой всегда возвращается домой из путешествия по иномирью с прибытком, иначе теряется смысл этого путешествия. В колодце всегда живет морской царь, и никогда медведь. Медведи под водой не живут и древние слишком хорошо это знали. Да, - и медведь и водяной - ипостаси Велеса, но смешивать их для народного сознания было бы так же недопустимо, как смешать к примеру Макошь и Ярилу, только потому, что они оба ипостаси Рода. Опять же - царь жалуется,что медведь разорит его царство,если он не отдаст тому детей, но в сказках обычно царь просто не может нарушить данного слова. Если бы медведь и вправду мог взять детей силой, то не стал бы заниматься шантажом и устраивать для царя ловушки с колодцем. Далее по сказке такие же нарушения - несоблюдения магии чисел (медведь должен был бы совершить три попытки догнать бычка),нет традиционной свадьбы главного героя, да и главный герой не четко выражен, вобщем нет в ней того главного поучительного момента, который "добрым молодцам урок". Навалена куча архетипов, но расставлены они с точки зрения магии сказки весьма неумело.

Родан: Ладно, уболтали ;0) Спорить не буду. А что там у нас с другими сказками с того же сайта?

Ерга: здравы будьте! сказка -явный новодел.совмещение нескольких сюжетов весьма популярно, особенно, у окружающих народов, но в таком виде- из ряда вон. да и волшебные предметы появляются вдруг и не за что. В.Я. Пропп очень популярно объясняет волшебные сказки, правда с ним тоже можно не соглашаться.



полная версия страницы