Форум » ДОМОВОДСТВО » Жемчугом изукрашены » Ответить

Жемчугом изукрашены

Лиська: Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сотворенное их руками. Наследство русского народа копилось веками. Умельцы вкладывали в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. К сожалению, многое не дошло до наших дней... Но и то, что сохранилось, ценно не только с эстетической точки зрения, а способно поведать нам о многих сторонах как бытовой, так и духовной сторонах жизни наших предков. Искусство-радость является основой русского народного костюма. Неуемная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его тягу к прекрасному не только в большом искусстве, но и в предметах быта, особенно в создании внешнего облика людей. Узоры, которыми украшались здания, одежда, предметы обихода, имеют не только декоративный характер, но и особое символическое, обережное значение. Здания и одежда изолируют человека (или людей) от внешней среды, предметы обихода тесно связаны с укладом жизни. Всякий вид защиты можно сохранить и упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Конечно, в одежде, непосредственно связанной с телом человека, магический смысл отдельный частей костюма и орнамента ярче всего проявляется в его праздничных обрядовых вариантах. Колдовская сила русского народного костюма так велика, что однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее в связи с обычаями, обрядами, древнейшими истоками русской культуры, уже невозможно оторваться от нее. Костюм можно назвать образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, узоров раскрывает перед нами многие сокровенные тайны и законы мироздания. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. Русский народный костюм хоть создается по определенным канонам, складывавшимся веками, но всегда индивидуален, он живой, от него веет теплом создавших его рук. Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, русский женский костюм обладает общими чертами – малорасчлененным компактным объемом и мягкостью, плавностью контура. Даже при ходьбе костюм сохраняет эту особенность – плавную текучесть линий, напоминающую грациозность движений лебедя. Примечательно, что этот характер движений настолько органичен для образа русской женщины, что отразился во многих плясках и хороводах. Одежда зажиточных людей украшалась сложными вышивками из бисера, стекляруса, жемчуга, а так же бусин из драгоценных металлов и камней. Однако со временем под тяжестью украшений (вес изделия мог достигать нескольких килограмм) изделия деформировались. Подобную роскошь простой люд позволить себе не мог. Праздничная одежда, передававшаяся из поколения в поколение, расшивалась плетеными украшениями. Каждый народ, создавая свое понятие прекрасного, на протяжении веков отбирает материалы, которые в его глазах лучше всего передают зримую красоту, воплощают его замыслы и радуют сердца людей. Среди излюбленных материалов Древней Руси: дерева, белого камня, льна, серебра и меди – особое место принадлежит жемчугу. Все иностранцы, посещавшие нашу страну, называли жемчуг национальным русским камнем, так много его было среди русского населения и так часто он встречался в самых различных сочетаниях. Все иностранцы единодушно сходились в том, что великолепие русских женских головных уборов ни с чем не сравнимо. Искусно вышитые золотой нитью, различными декоративными шнурами, камнями, жемчугом, они дополнялись еще отдельно нанизанными из жемчуга маленькими цветочками, фантастическими птичками, бабочками на длинных булавках. Булавки эти втыкались в шитый головной убор, и свободно прикрепленные жемчужные низанки слегка колыхались, нежно переливаясь всеми цветами радуги, окружая голову женщины сиянием. В таких уборах выходили женщины на улицу в большие праздники или по случаю каких-либо торжественных событий. Добывался жемчуг в более чем 165 реках, таких больших, как Волга, или таких маленьких, как Жемчужный ручей в Кандалашском крае. Долгое время возникновение жемчужин в раковинах было окутано легендами. Считалось, что жемчужины – это яйца моллюска, живущего в раковинах, и что существуют раковины-самцы и раковины-самки. Жемчуг, добываемый из живого существа, по народному верованию, оставался живым и в женском костюме сделался символом жизни. В самой добыче жемчуга есть непосредственная связь его с человеком. Добыча раковин со дна рек связана с риском. Чтобы мягкая жемчужина затвердела, ее помещали в рот на 2-3 часа; это называлось «замариванием», а затем, завернув во влажную тряпицу, клали за пазуху, и только через несколько часов жемчуг окончательно становился твердым камнем. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только положительные люди, с чистой душей. Перед выходом на ловлю раковин полагалось старательно выпариться в бане. Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Не дается он в руки пустым людям, жадным, прельщавшимся наживой. Жемчуг был доступен большинству русских людей. И крестьяне, и посадские люди, и бояре – все носили жемчуг, расшивали им одежду. Испокон веков русский речной жемчуг добывали сами крестьяне и менее ценная его часть, но достаточно большая по количеству зерен оставалась в семьях. Искусство же шить жемчугом, низать сетки-обнизи, которыми заканчивались кички, было создано женщинами и передавалось из поколения в поколение. Одежда, особенно, головные уборы, для крестьян была очень большой материальной ценностью, и она так же переходила по наследству. Переходили по наследству и традиционные наряды. Их берегли, как мудрые заветы предков, умевших и малыми средствами создавать красоту. Существовало 2 виду украшения головных уборов жемчугом: вышивка по плотному материалу (сплошная или с прорезью) и низание прозрачных сеток и густых обнизей. Вышивка жемчугом по плотному материалу обычно сочеталась с шитьем золотом, которое было построено на разнообразии швов, создававших великолепную игру фактур. Каждый шов имел название и свои приемы шитья. Прежде всего, ткань затягивали в пяльцы, наносили контур всего рисунка на ткань и отдельных частей на плотный картон. На картонах делали прорези по рисунку тех или иных швов. Приготовленные таким образом детали рисунка наклеивали на ткань в пяльцах. Если какие-либо части рисунка должны были быть выпуклыми, округлыми, то делали настил мягкой желтой хлопчатобумажной тканью, иногда накладывали на картон тонкий слой ваты. Золотую нить продергивать сквозь ткань нельзя – тонкая пластина металла разрывается почти сразу, поэтому ее пришивают очень мелкими стежками по лицевой стороне вышивки. Искусство вышивальщицы состояло в том, чтобы золотая нить ложилась равномерно, плотно и была хорошо натянута на поверхности картинного узора. В прорезях золотые нити также плотно пришивались, и возникал то ромбовидный, то шахматный, то какой-то иной рисунок. Контуры частей обшивались золотым шнурочком, пружинистой канителью, а иногда, особенно на головных уборах, жемчужной нитью, окаймленной с двух сторон золотым шнуром. Если же убор сплошь зашивали жемчугом, то прежде всего вышивальщица подбирала жемчужины по размеру для разных частей узора. Очень тщательно сортировался жемчуг и для низания сеток и обнизей. Каждая форма кички или кокошника придавала своеобразие облику женщины, создавая местный колорит костюма жительниц той или иной области. Так, кокошники, подобные наконечнику стрелы, существовали в Псковской и Костромской губерниях, Нижегородской, Владимирской и Саратовской. Разнообразно использовался в их убранстве и жемчуг. Если псковский кокошник с шишаками сплошь ушивали жемчугом и рубленным перламутром, то на нижегородском вышита только центральная часть, а лоб покрывает не жемчужная сетка, а золотое плетеное кружево. В симбирском же кокошнике сохранилась только жемчужная (или перламутровая) сетка-обнизь. Шитые жемчугом головные уборы давали в приданое, и каждая женщина хранила их для своих дочерей. Из поколения в поколение передавались и жемчужные серьги, низанные на конском волосе продолговатые подвески с пышными бантами или изящные корзиночки с цветами. В 18 веке жемчужный промысел, к сожалению, начал вымирать, в первой половине 19 века он потерял какое-либо промышленное значение. Перестали носить в конце 19 века в большинстве районов России традиционные костюмы с драгоценными головными уборами… Теперь красота, созданная народом, переместилась в стеклянные витрины и пыльные запасники музеев… Произведения искусства, сохранявшие веками красоту, традиции и мировоззрение, вытеснены из жизни людей стандартными вещами, созданными с противоположными целями – как можно чаще изменять облик человека, подгонять его под навязываемые стандарты. По книге М.Н. Мерцаловой «Поэзия народного костюма», издательство «Молодая гвардия», 1988 год

Ответов - 4

Alinka2: интересно!

Лиська: спасибо... жалко, сканера нет, не могу фотографии приложить :(

Alinka2: Лиська , это жаль, интересно на такую красоту взглянуть


Краслава: Аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами — старинная женская верхняя одежда из парчи на шелковой или бархатной основе с рубиновыми пуговицами. Кокошник с жемчужными наклонами — высокий парадный головной убор замужней женщины на Руси обычно расшивался жемчугом, цветными бусинками, золотыми и серебряными нитями. Сафьянные сапожки — сапоги из мягкой кожи овец или коз, выдубленной растительными средствами. Сафьян красили в яркие цвета (красный, зеленый, желтый). Знатные люди (как мужчины, так и женщины), носили сафьяновые сапожки, украшенные жемчугом, золотом и даже драгоценными каменьями. Монисто — шейное украшение, состоящее из цепочки или шнура с нанизанными на них крестами или монетами. http://www.biblioguide.ru/museum/putvrem/odezhda2



полная версия страницы