Форум » БАЛАГАН » На страже истории, или "Как я провел лето" » Ответить

На страже истории, или "Как я провел лето"

Венед: Эта история началась с краеведческого музея, где были выставлены «каменные бабы», найденные в районе «Семиречья». Поставленные в давние времена, народами населявшими «Дикую Степь», они были центрами поклонения. Богам? Предкам? Мы можем только догадываться. Или, по археологическим находкам, пытаться реконструировать. Внимание привлекли рисунки на камнях. Стадо оленей с ветвистыми рогами-деревьями, мирно пасущееся под знойным степным солнцем. Вспомнились сразу легенды о «Мировом дереве» и «Матери Оленихе» - прародительнице родов. В отдельной экспозиции выставлены каменные символы плодородия. К сожалению, яркое солнце и бликующие стекла не позволили сделать качественный снимок. После осмотра, решил переговорить с работниками музея. Выяснилось, что в округе города тоже есть наскальные рисунки. Где-то на «Красных камнях». Если бы ещё знать, где это! Напрягаю «музейщиков» и через 40 минут получаю более-менее точные координаты. Оказывается это на правом берегу реки Каратал, выше по течению границы города Талды-Курган. До встречи есть время, а потому пытаемся вести поиск самостоятельно. Рассматриваем ровные валуны и на левом и на правом берегу. Замечаем каменный «бочонок» и спускаемся к нему. Метра полтора в диаметре каменная ниша образована почти круглыми камнями, которые при большой воде, кружатся внутри и расширяют «бочонок». Вспоминаю, как на Катуни (Алтай) мне показывали подобную каменную ловушку, где местные вылавливали золото. Кроме окатышей в ней ни чего нет, но занятно. Продолжаем осмотр, но пока с нулевым результатом. Река, постепенно выходит из скальной теснины и становится менее стремительной. Здесь уже давно закончился город, и уже кончаются дачные постройки. Последнее строение на берегу. Поднимаемся, чтобы узнать свое местоположение и возможность обратного пути. Очаг из камней и глины с отверстием для когда-то вынутого большого казана, привлекает внимание только своей оригинальностью. Проходим дальше и ошарашено столбенеем. Перед нами, спиральными линиями, на каменной плите, размером 1.5х1.5метра, изображено Солнце. Всем стоять! Пришли! Оглядываемся на реку. Ни чем не примечательная пойма с редкой растительностью. А вот на камнях, что возле очага, замечаем некие ложбинки, ямки, черточки. Прямое солнце чуть было не сыграло с нами злую шутку. Рисунков просто не видно. Пройди мы метров 30 дальше, пришлось бы возвращаться не солоно хлебавши. Становится понятным предназначение каменной «ванны», что рядом со спиралью-солнцем. Это же жертвенник, в которое степняки наливали для своих Богов молоко, Оставляли пищу и дары. По поверью, птицы летают в небе, а значит они ближе к Богам. Поэтому, то, что съела или унесла птица – то благосклонно принято Богами. Но что же делать с рисунками. Фотографии при таком освещении получатся маловыразительные. В «Долине Шаманов» пришлось ждать вечера, чтобы в косых лучах делать съёмку. Подождём. Наверное, все-таки Боги благоволят. Из домика вышел хозяин. Знакомимся. Кажикумара Килыулы, предложивший называть его просто Коля, со своей супругой Турар живут здесь с 1994 года. Много раз они пытались «озвучить» существование камней со странными рисунками, только после распада СССР ни кому дела до них нет. Да. Приезжали из Алма-Аты и еще несколько раз. Только толку, - ни какого. Все согласны с тем, что камни – историческая ценность, да вот «денег нет… и т.д.» За эти годы он не однократно показывал праздношатающимся туристам эти рисунки и способ, при котором они проявляются. А способ довольно простой – полить водой, что нам и было продемонстрировано. Сложность состояла только в том, чтобы найти правильный ракурс. Великая влага в мгновение ока выявила то, что так тщательно скрывало палящее солнце. Вот лучник натягивает тетиву. А вот мирно пасутся козы или бараны. Это хитросплетение довольно трудно понять и разобрать. А вот за эту лошадь, приезжавшие немцы предлагали 10 000 евро. Однако! Здесь опять лучник и опять лошадь И опять лошадь! А вот что это за три точки-ямки? На другом рисунке архары – дикие козлы, большими стадами бродившие некогда по этим местам. И опять козлы А вот здесь, буквально в полуметре от фундамента дома, концентрическими окружностями изображено ещё одно солнце. Рельеф рисунка слабо выражен, а посему приходиться, подождав, пользоваться арсеналом литографии. Смачивать только верхнюю часть рисунка Камень у очага просто пестрит рисунками Вода – это хорошо, но мел и щётка лучше. Пытаюсь обвести контур рисунка мелом. Иной раз, направление линии приходится определять пальцами на ощупь. Что-то уж слишком много ямок, высверленных камнем и соединенных между собой едва уловимыми бороздками. Делаем предположение, что это фрагмент древнейшей карты. Для подтверждения гипотезы надобно будет раздобыть подробную современную карту этих мест, либо дома залезть в ГУГЛЬ и посмотреть космоснимки. Справа вверху Солнце-улитка ползёт по небу. А здесь другой способ. Мелом намазываю ладонь и протираю всю верхнюю часть рисунка. Постепенно проявляется ещё одно изображение. Лошадь или осёл? На нижнем рисунке точно лошадь. Что это? Архар или лучник? Вот собака читается просто великолепно. А здесь уже точно могучие архары На нижнем снимке (лежащая? бегущая? беременная?)коза. Впереди вожак, а позади их догоняет (пасёт) собака. Рисунок покрупнее. Что же это за ямки? Если рисунок смотреть так – на нём старый самец вожак, но стоит посмотреть на него с правой стороны, и видишь горного леопарда – ирбиса, сидящего в засаде. Осторожнее с трактовкой. Нижний рисунок ни как не хотел сдаваться. Намелил палец и им просто протёр желобки рисунка. Дык, это же собака. Изображена четкими штрихами. Над расшифровкой этого «ребуса» пришлось провозиться почти полдня. Тут тебе и верблюд, и козы и кони. Вверху справа (и в низу с лева) наездник на коне В правой руке толи булава, толи бубен, а значит это не охотник, а шаман В своей поездке в потусторонний мир Духов. И вновь три ямки, соединенные бороздками. Возможно так изображалось орудие охоты, нечто подобное мексиканскому «боло» двум камням связанным веревкой. Камни раскручивались над головой и бросались в ноги животного. Там они оплетали и стреноживали жертву. На нижнем рисунке вообще непонятки. Ямки с дорожками между ними. Просто дорожки, которые раздваиваются и расстраиваются. Блин! Точно карта. От водопоя к водопою или от селения к селению. Ну а этого не ожидал ни кто!!! Ни просто расчистка, ни вода не проявили в должной мере рисунок. Пытаюсь натёртым мелом заполнить лунки. Более крупных лунок или бороздок в рисунке нет. Ряды аккуратно высверленных лунок, диаметром 5-6ммм образуют две концентрические окружности. Всего лунок 28. (тех, которые выявились визуально) Желающим разгадать сей «Кроксворд» могу выслать большую фотографию с привязкой на местности и т.д. На нижнем фото – артефакты, найденные в округе. (со слов Николая) Кто же жил в этих местах? Тут начинается криминал. В гос-музее Алма-Аты фотографировать запрещено. Ну не совсем. За 200 тэньге позволено фоткать в вестибюле и в прихожей зале. Зная это по прошлому разу, я вооружился «шпионской техникой», когда-то купленными, для съёмки в темных пещерах, часами с видеокамерой. Инфракрасная подсветка помогала мне в «Музейной», «Айе», «Мамонтовой». На всякий случай аппарат тоже висел на поясе. Спускаемся в нижний этаж, где в полумраке сделан стенд с «Каменными бабами». Присматриваемся к наличию и расположению видеокамер наблюдения. Всё хорошо. Нас якобы не видят. Пытаюсь сделать фото Олимпусом. Хороший объектив вытянет. БЛИН!!!!!!!! Забыл убрать функцию против красных глаз и дальномерного лазера. Красный глазок кроме интересующего объекта освещает еще три стенда (прозрачных) за ним. В течении полутора секунд влетает «смотрелка» и начинает визг и вой. На автомате стираю последний кадр и идём на разборки в «охранку» После полного просмотра флешки, (порядка 400 снимков) меня отпускают. Так что извините за качество. Так вот Каменная «баба» изображает весельчака с длиннющими горизонтальными усами и РЮМКОЙ(!!!???) в руке. У соседней «Бабы» шикарная круглая борода и тоже бокал. Достойного фото нет – уж больно быстро среагировали. Поверьте на слово, или ждите следующего раза, когда пойду только с камерой. Вот и попытайтесь определить национальную или расовую принадлежность жителей «Дикой Степи» Единственное, что смог сделать Кажикумара (николай) – это на свои деньги заказать аншлаг и выставить его для острастки «чёрных копателей» Расстаемся почти братьями. Храни тебя твои Боги, Великая Степь и Солнце, как ты бережно хранишь Каменные солнца предков. А Каратал всё так же размеренно и невозмутимо несёт свои воды. Несёт и хранит тайны былого. А каменные Боги хранят своих детей

Ответов - 2

Краслава: Венедушка, Супер! Очень познавательно и интересно. Впрочем, как всегда. Действительно классные фото! Благодарю тебя за экскурс

Ярослава: ЗдОрово! Благодарю!!! Всё, летом едем туда.



полная версия страницы