Форум » КОРЧМА » 90 лет первому русскому танку » Ответить

90 лет первому русскому танку

Заречный: Флот был, авиация была, теперь - танки, благо повод имеется: 90 лет назад, в сентябре 1920 года на Сормовском заводе был изготовлен первый отечественный танк. http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/Lenin/lenin.php Летом 1919 года по рекомендации В. И. Ленина Совет военной промышленности принимает решение организовать производство отечественных танков на основе французского "Рено". Разработка проекта, чертежей и постройка были возложены на Сормовский завод. Здесь к тому времени уже накопили значительный опыт производства средств вооружения. Отсюда Красная Армия получила более 30 бронепоездов, 50 броневагонов, десятки специально оборудованных платформ для установки тяжелых орудий. Ленинское задание вместе с трофейным "Рено" поступило на завод в августе 1919 года. С 12 октября начала работу группа по конструированию танков, инженеры Г.К. Крымов, П.И. Салтанов, В. А. Московкин и другие под руководством И.И. Хрулева и Ф.И. Нефедова разработали чертежи и технологию. Заводчане отдавали все силы на выполнение почетного заказа. Рабочие чертежи были подготовлены досрочно. Коллегия заводоуправления сочла возможным приблизить срок выпуска первой машины. Для изготовления коробки передач, бортовых фрикционов и приводов потребовались алюминий и шарикоподшипники. Выручили московские автостроители — они доставили необходимые части и материалы. Ответственным за создание двигателя был Московский завод АМО. Броневой лист поставил Кулебакский горно-металлургический завод. В июне 1920 года рабочие завода получили от Ильича телеграмму: "Поздравляю рабочих-металлистов завода, рабочих листопрокатного, бандажепрокатного цехов с ежедневным выпуском для молодой Советской Республики 15 тонн бронелиста и по 16 бандажей. Это даст возможность Сормовскому заводу строить для Красной Армии танки... Председатель СНК и СТО Ульянов (Ленин)". А уже в июле свои обязательства выполнили московские автостроители, поставив сормовичам двигатели мощностью 35 л. с. в точно установленный срок. Лучшие мастера-механосборщики И.И. Волков, С.И. Ястребов, И.С. Мышкин, М.И. Телогреев, И.М. Орлов и другие сутками не уходили с завода и в рекордно короткие сроки собрали первый советский танк. И наконец 31 августа первенец вышел на испытания. Танковая пушка системы Гочкиcа: 1 — фланец броневого кожуха, 2 — броневой кожух ствола, 3 — плечевой упор, 4 — маска пушки, 5 — кожух компрессора, 6 — обойма пушки 7 — клин. Это была семитонная боевая гусеничная машина. Клепаный корпус собирался на каркасе из уголков и состоял из катаных броневых листов Толщиной 6 — 16 мм, защищавших экипаж и механизмы от пуль и мелких осколков снарядов. Функционально корпус делился на три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. В первом разместили рычаги и педали приводов управления и установили кресло механика-водителя. Для входа и выхода из танка служил трехстворчатый люк в лобовой части корпуса. Боевое отделение включало в себя вращающуюся на 360° башню с установленным в ней вооружением. Командир танка, выполнявший одновременно функции наводчика и заряжающего, располагался здесь, стоя иди полусидя в брезентовой петле. Восьмигранную (в отличие от конической французской) танковую башню склепали из катаных броневых листов. На ее крыше закрепили невращающуюся наблюдательную башенку прорезанными по периметру смотровыми щелями, закрытую сверху колпаком. Входной люк находился в кормовом листе. В лобовом листе башни на цапфах была установлена нарезная 37-мм пушка "Гочкис" с длиной ствола 16,5 калибров. Стрельба из нее велась только осколочными снарядами на дальность до 2 тыс. м. Скорострельность достигала 10 — 12 выстрелов в минуту. Полукилограммовый снаряд покидал ствол пушки с начальной скоростью 442 м/с. В боевом отделении хранился и боекомплект — 250 осколочных выстрелов. Наведение орудия по вертикали осуществлялось с помощью плечевого упора, а вращение башни — горизонтальная наводка — с помощью спинного упора. Четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель АМО устанавливался в кормовой части танка. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона, четырехскоростной коробки передач и бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами. Движитель — гусеничный, тракторного типа. Все его элементы монтировались на боковых рамах. На каждой из них устанавливались ведущие колеса, поддерживающие опорные и направляющие катки. Крупнозвенчатая гусеничная цепь с 32 траками огибала раму по периметру. Ширина трака составляла 335 мм, что наряду с полужесткой подвеской (корпус машины опирается на оси ведущих колес, а спереди, через две вертикальные спиральные пружины — на продольные лонжероны боковых рам) обеспечивало неплохую проходимость. Для преодоления окопов к корпусу сзади крепился "хвост". Двигатель заводился вручную рукояткой — изнутри машины или снаружи. Средств связи на танке не было. Машина была окрашена в защитный зеленый цвет, ставший затем традиционным для наших танковых войск. Название нового танка родилось не сразу. Одни предлагали назвать его "Борец", другие — "За свободу". Наконец все остановились на том, что он должен называться "Товарищ Ленин". И вдруг кто-то предложил объединить три названия. Когда танк подготовили к испытаниям, рабочие на его бортах вывели надпись: "Борец за свободу товарищ Ленин", на башне нарисовали звезду и добавили "РСФСР". Во второй половине 1920 года машину передали на испытание приемной комиссии Центроброни. От Сормова к Канавину его вели двое испытателей. Многие знали одного из них, Ивана Христиановича Гаугеля — старшего инженера, представителя Центроброни на заводе, бывшего моряка, входившего в число руководителей строительства бронепоездов. Жители этих мест впервые увидели необычную машину, которая в поселке Вариха легко прошла через полусгоревший дом, неподалеку от торы Голеты пересекла болотистый участок, а потом успешно преодолела подъем на гору... 1 декабря 1920 года на имя В. И. Ленина поступил рапорт, в котором, в частности, говорилось: "Совет военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 с пулеметами, 1 с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)". Так, спустя 14 месяцев со дня получения ленинского задания, 15 декабря 1920 года, после полевых испытаний машина была принята и отправлена в Москву. В течение 1921 года сормовичи сдали на вооружение Красной Армии танки "Парижская коммуна", "Пролетариат", "Красный борец", "Буря", "Победа", "Илья Муромец" и другие. Их называли "Рено-Русский", танк М или КС (Красное Сормово). Сначала машины вооружали или пушкой или пулеметом, а позже в башне стали устанавливать 37-мм пушку и пулемет. Подобное смешанное вооружение появилось на зарубежных танках только во второй половине 20-х годов. За время гражданской войны удалось сформировать свыше 80 автобронеотрядов и 11 автотанковых отрядов. Седьмому автотанковому отряду, полностью оснащенному танками советского производства, выпала честь участвовать в параде на Красной площади 23 февраля 1922 года. Время не пощадило первые советские танки — ни один не сохранился до наших дней. Имеются лишь уменьшенные музейные макеты и две копии в натуральную величину. Одна, прекрасно выполненная, стоит на постаменте в воинской части МВО, другая — в городе Горьком. Этот памятник был открыт 9 Мая 1980 года на площади возле завода "Красное Сормово". На одном постаменте с "Рено-Русским" — прославленная тридцатьчетверка, которую в грозные военные годы выпускал этот завод. Надо сказать, что проекты тяжелых гусеничных машин для прорыва проволочных заграждений и пулеметно-пушечным вооружением были и раньше - напр., танк Менделеева, но дальше чертежей дело не пошло. Собственно танковая промышленность была построена только к концу 30-х гг. С днем танкиста! Жм.р., Зар.

Ответов - 1

Краслава: Заречный Очень интересная статья. Я немного поправила картинки, чтобы они хорошо были видны. Надеюсь ты не обиде? Как-то я видела в музее один такой танк, ну или такого типа. Запомнилось ощущение. Поначалу показался эдаким мальцом, ну по сравнению с современными-то. Но когда представила, как эта железка прёт на тебя прямо на окоп, а у тебя в руках лишь трехлинеечка (а не калаш или ещё чего из современного кидательно-зажигательного) мда..., страшные мысли начинали подкрадываться. А вообще-то, слава нашим русским оружейникам!



полная версия страницы